ЛЮБОВЬ ОРЛОВА - мегазвезда советского Голливуда
Наталья Кишиневская 2007-н.в.
Copyright © 2007 Sally Morgan
"И если правда, что человек жив, пока о нем помнят, то она была, есть и будет - наша Орлова!" (с) - народная артистка СССР Ия Саввина
- 1902 - 1926
- 1926 - 1933
- 1933 - 1941
- 1941 - 1947
- 1947 - 1960
- 1960 - 1975
1947-1960 - ЗАКАТ КИНОКАРЬЕРЫ. ТЕАТР ИМЕНИ МОССОВЕТА
Уйдя в театр, Орлова не стала выдающейся театральной актрисой. Закрепившееся об ее игре мнение («актриса представления, а не переживания») было сломлено только в последней ее роли, миссис Сэвидж, но сейчас речь не об этом.
За 28 лет работы в театре им. Моссовета, с 47 по 75 годы – всего 6 (!) ролей. Из них всего лишь три по-настоящему яркие и значимые, совпадающие с ее внутренним стилем: Лиззи, Пат Кэмпбелл и Сэвидж.
«Русский вопрос» ставился на злобу дня чуть ли не во всех крупных московских театрах. Конкуренцию, якобы, «выиграла» Орлова. Что ж, это был неплохой аванс для начала.
Репетировала она, по словам коллег, как школьница, маленькими «кинокусками». Ей было нелегко. У нее была неважная психофизическая память (на запоминание движений по сцене, жестов в соответствии с репликами – своими и партнеров). Но она снова брала прилежанием, как в молодости, и, поверив, шла за режиссером до конца.
Ее громадное обаяние и человеческая доброта притягивали людей вне зависимости от возраста и положения. Она знала это. Она умела себя «подать». Она умела быть искренней, простой, лишенной всякой фальши и фамильярности.
Когда один из рабочих сцены праздновал свой юбилей и пригласил на него всех – родственников из деревни выписал, всю труппу пригласил, то пришли не все. Народная артистка Советского Союза, Лауреат Государственных премий СССР Любовь Петровна Орлова пришла и оставалась с гостями до конца торжества…
Итак, до 1960-го года на сцене театра были роли Лиззи Мак-Кей по одноименной пьесе француза Жана-Поля Сартра (1953), Лидии Сомовой по пьесе Горького «Сомов и другие» и Нора по пьесе Генрика Ибсена (1958).
В кинематографе ситуация складывалась не лучшим образом.
Выпустив в 1949 году политическую «Встречу на Эльбе» (о союзничестве русских и американцев в годы войны), Александров переключился на тяжеловесную биографическую картину «Славься», вышедшую на экраны в 1952 году под названием «Композитор Глинка».
Во «Встрече» у Орловой была роль американской журналистки-шпионки Джанет Шервуд. Сам фильм, в общем-то, не был неудачным, но мне кажется, или это на самом деле к тому времени было так, но Александров находился в заметном раздумье, с извечным русским вопросом: «Что делать?».
Наступало «малокартинье», когда в год по всей огромной стране выпускалось не более 5-6 (!) фильмов, и почти все они были одинаково скучными, глянцево-красивыми и политически-благонадежными. Они соответствовали запросам стареющего Хозяина. «А почему бы товарищу Александрову не снять фильм о нашем великом русском композиторе Глинке?» - глуховатый старческий голос всего лишь намекнул, спросив, и вот уже тягучий, громоздкий, бестелесный «Глинка» выходит на экраны.
Второй фильм без музыки Дунаевского. Александров прекратил сотрудничество с композитором и многолетним соавтором своего успеха безо всяких объяснений и оправданий. Шел конец сороковых, надвигалось «дело врачей», позже эстафету подхватила «кампания против космополитизма». Кое-кто связывал и до сих пор связывает поведение отнюдь не глупого (как его пытаются часто преподнести) Александрова с личными мотивами. На деле же, если верить Ю. Саакову, ему было дано «указание сверху». Александров не мог не подчиниться. Строптивость и самостоятельность могли окончиться плачевно в первую очередь для той, кто была его Звездой. А он берег ее, берег, что бы там ни говорили о «чопорности, холодности или наигранности» их отношений. Кто из наших нынешних Звезд может похвастаться таким к себе отношением сейчас?
Роль в «Глинке» у Орловой была ужасной. Собственно, это не роль даже, а так, некая обобщенная функция «милой, понимающей, терпеливой, любящей» сестры композитора. Говорят, прочитав сценарий, Орлова устроила мужу скандал (по ее собственному сдержанному выражению «У нас состоялось весьма пылкое объяснение…»), но в итоге вынуждена была согласиться выполнять все, что требовалось по «роли». < div>
А куда им было деться от приказа Хозяина? Было сказано: фильм – снять. И, значит, она просто обязана была «присутствовать».
Вышедший двумя годами ранее (1950) «Мусоргский» (реж. Григорий Рошаль) для Орловой был чуть более удачным: хотя бы она пела (партию Марины Мнишек в «Борисе Годунове», которую в фильме исполняла ее героиня певица Платонова), хотя бы она была там чудо, как хороша «в соболях и вуалях». Хотя бы можно было что-то показать - породу, аристократизм, элегантность и женственность. На общем фоне нарочитой простоты и приземленности, согласитесь, это было не так уж мало. И даже, я бы сказала, смело.
После «Глинки» наступил почти восьмилетний перерыв. Следующая картина вышла только в 1960 году, называлась она «Русский сувенир», рекламировалась в кинопечати не менее помпезно, чем четверть века назад «Веселые ребята», но представляла собой бутафорско-лубочное зрелище «трюков, и ситуаций». Картину не спасли ни громкие имена актеров, ни новаторские технические приемы Александрова: ее прокат по стране с треском провалился, на создателей обрушился шквал критики. Хозяин к тому времени благополучно скончался в 1953-ем, и первая официальная советская пара кино оказалась «открытой всем ветрам», как никто другой. Можно было кусать исподтишка бывших любимцев, не боясь расправы в виде сорванной карьеры или загубленной в ГУЛАГе жизни.
Их кусали. Откровенно, даже хамски, словно рассчитываясь за все то благополучие, которое они имели в то время, когда другие сидели без средств к существованию, или гнили в болотах сталинских лагерей.
Но самым первым, главным и справедливым критиком картины оказалась сама актриса. После просмотра в студии она долго молчала, смотря куда-то в сторону, а потом произнесла: «Нет, тут что-то не то…Что ни кадр, то пустота…А у меня – перепевы и перепевы самой себя. Словно я только и делаю, что пытаюсь повторить былой успех, а у меня уже ничего не получается…». Но – тон, тон остальных высказываний! Особенно, как в знаменитом фельетоне «Крокодила» - «Это и есть специфика?». Орлова сумела организовать достойный ответ публичному хамству: всегда и везде они с Александровым держались друг за друга, и в успехах, и в неудачах.
Паузы между съемками и спектаклями заполнялись концертами по стране, бесчисленными встречами и вечерами.