Экран и сцена / Биография / Ее эпоха / Встречи / Народная любовь / Григорий Александров / Библиография / Персоналии

ЛЮБОВЬ ОРЛОВА - мегазвезда советского Голливуда

Наталья Кишиневская 2007-н.в.

Copyright © 2007 Sally Morgan

"И если правда, что человек жив, пока о нем помнят, то она была, есть и будет - наша Орлова!" (с) - народная артистка СССР Ия Саввина

Народный артист СССР (1948), Лауреат Государственных премий СССР (1941, 1950), Герой Социалистического труда (1973)
кинорежиссер ГРИГОРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ АЛЕКСАНДРОВ
( 23.01.1903 - 16.12.1983)

Мне думается, что сайт о Любови Орловой будет неполным без страниц, посвященных жизни и творчеству ее мужа, кинорежиссера Григория Александрова. Тем более, если учесть, что это был ее Единственный режиссер и Единственный обожаемый мужчина.

Ко всему прочему, в Интернете и в периодике оказалось чрезвычайно мало материалов об Александрове: невероятно, но факт. В основном, лишь то, что касается официально известной стороны его жизни: кинематографа. Это заслуживает нашего внимания, ибо жизнь и творчество Александрова отражают становление нашего кинематографа и, особенно, музыкальной кинокомедии.

Родился Григорий Александров в семье горнорабочего. Но по другим сведениям отец его, Василий Григорьевич Мормоненко, был хозяином большой гостиницы и ресторана "Сибирь". Согласно семейному преданию, он выкрал из отчего дома невесту (Анфиса Григорьевна происходила из знатного рода сибирских татар).

Гриша в двенадцать лет был определен на работу в Екатеринбургский оперный театр. Он был рассыльным, помощником бутафора и осветителя, а после победы Советов поступил на курсы режиссёров Рабоче-крестьянского театра при Губнаробразе.
Закончил городскую музыкальную школу.
Учился на курсах клубных руководителей при Политотделе III армии, заведовал фронтовым театром.

Осенью 1921 года был принят в труппу Первого рабочего театра Пролеткульта, которым руководил С. Эйзенштейн.
Одним из самых популярных в то время был ансамбль "Синяя блуза". В нём играла Ольга Иванова, ставшая женой Александрова. 19 мая 1925 года появился на свет сын Дуглас. Родители его назвали в честь американского киноактёра Дугласа Фербенкса, приезжавшего в Москву.

В кино пришёл в 1924 году вместе с Сергеем Эйзенштейном.
Летом 1929 года по распоряжению наркома культуры Луначарского Эйзенштейн, Александров и оператор Тиссэ отправились в Европу и Америку для пропаганды советского киноискусства.
1930-й год они встречали в Париже.
Затем была Америка. Важную роль в судьбе Александрова сыграла встреча с Чарли Чаплиным. В Голливуде они много времени проводили вместе, плавали на яхте. Дружба эта продолжалась многие годы. После войны Александров, выезжая за границу, всегда находил возможность навестить Чаплина в Европе.

В августе 1932 года Александров вернулся в Москву. Его жена к этому времени сблизилась с актёром Борисом Тениным, и Григорий Васильевич с ней развёлся.
Разошлись его пути и с Эйзенштейном. Александрову хотелось самостоятельности.

Вместе со сценаристом Николаем Эрдманом и композитором Исааком Дунаевским Александров написал либретто к первой советской музыкальной комедии о пастухе. Роль влюблённого пастуха изначально выстраивалась на Утёсова, солиста ленинградского мюзик-холла.
Александров долго не мог найти актрису на роль героини. Наконец ему посоветовали посмотреть в Музыкальном театре спектакль с участием Любови Орловой в галвной роли. Григорию Васильевичу актриса сразу понравилась, и вскоре он утвердил Орлову на роль Анюты.
"Весёлые ребята" вышли на экраны в 1934 году Александрова наградили орденом Красной Звезды. И женился Александров на Орловой уже победителем.

Война застала супругов на отдыхе под Ригой. Они спешно возвратились в Москву.
В июне большинство мужчин Московского дома кино составили отряд противовоздушной обороны. Во время одного из налётов Александров получил контузию и повредил позвоночник. А через несколько дней этот мужественный человек уже снимал сюжет для "Боевого киносборника".

В конце октября 1941 года вместе с другими сотрудниками "Мосфильма" Александров и Орлова были эвакуированы в Алма-Ату. Вскоре Григория Васильевича направили в Баку руководить местной студией.
В сентябре 1943 года Александрову было предписано возвратиться в Москву — в должности руководителя "Мосфильма".

в 1954 году Григорий Васильевич вступил в Коммунистическую партию. Он успешно преподавал во ВГИКе (1950-1957), стал профессором, с удовольствием писал статьи, читал чужие сценарии, заседал в президиумах, вместе с Орловой представительствовал в международных жюри.

Александров и Орлова очень любили свою дачу во Внуково. Они жили замкнуто и всегда обращались друг к другу только на "вы". Детей у них не было.
Когда Александров узнал о том, что у жены обнаружен рак, он сказал: "Хорошо, что она первая...". Орлова ушла из жизни в январе 1975 года, а в сентябре 1978 года умер от инфаркта сын Дуглас. Григорий Васильевич заключил брак с его вдовой Галиной. Она ухаживала за пожилым режиссёром, перепечатала его дневники, привела в порядок архив. Он сделал её своей наследницей.

Александров умер в больнице 16 декабря 1983 года. Его положили в Кремлёвку на обследование, и всё произошло очень быстро — инфекция в почках.

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. (по материалам Кино. Театр. ру)

АЛЕКСАНДРОВ Г., ПУДОВКИН В., ЭЙЗЕНШТЕЙН С. 
Будущее звуковой фильмы. Заявка // СЭ. 1928. № 32.

[…] мы считаем своевременным заявить о ряде принципиальных предпосылок теоретического порядка, тем более что по доходящим до нас сведениям, новое усовершенствование кинематографа пытаются использовать в неправильном направлении. Неправильное понимание возможностей нового технического открытия не только может затормозить развитие и усовершенствование кино как искусства, но и грозит уничтожением всех его современных формальных достижений. Современное кино? оперирующее зрительными образами, мощно воздействует на человека и по праву занимает одно из первых мест в ряду искусств.

[…] Утверждение монтажа как главного средства воздействия стало бесспорной аксиомой, на которой строится мировая культура кино. Успех советских картин на мировом экране в значительной мере обуславливается рядом тех приемов монтажа, которые они впервые открыли и утвердили.

1. Для дальнейшего развития кинематографа значительными моментами являются только те, которые усиливают и расширяют монтажные приемы воздействия на зрителя.

2. Звук — обоюдоострое изобретение и наиболее вероятное его использование пойдет по линии наименьшего сопротивления? т.е. по линии удовлетворения любопытства.

3. Только контрапунктическое использование звука по отношению к зрительному куску дает новые возможности монтажного развития и совершенствования. Первые попытки работы со звуком должны быть направлены в сторону его резкого несовпадения со зрительными образами.

4. Новое техническое открытие не случайный момент в истории кино, а органический выход для культурного кинематографического авангарда из целого ряда тупиков казавшихся безвыходными. Первым тупиком следует считать надпись и все беспомощные попытки включить её в монтажную композицию. Вторым тупиком являются объяснительные куски, отяжеляющие монтажную композицию и замедляющие темп.

Звук, трактуемый как новый монтажный элемент, неизбежно внесет новые средства огромной силы к выражению и разрешению сложнейших задач, угнетавших нас невозможностью их преодоления путем несовершенных методов кинематографа, оперирующих только зрительными образами.

5. Контрапунктический метод построения звуковой фильмы не только не ослабляет интернациональность кино, но доведет его значение до небывалой ещё мощности и культурной высоты. […]

наверх

Hosted by uCoz