Экран и сцена / Биография / Ее эпоха / Встречи / Народная любовь / Григорий Александров / Библиография / Персоналии

ЛЮБОВЬ ОРЛОВА - мегазвезда советского Голливуда

Наталья Кишиневская 2007-н.в.

Copyright © 2007 Sally Morgan

"И если правда, что человек жив, пока о нем помнят, то она была, есть и будет - наша Орлова!" (с) - народная артистка СССР Ия Саввина

1941-1947 - РАСЦВЕТ КИНОКАРЬЕРЫ. ГОДЫ ВОЙНЫ

Встреча с Любовью Орловой на фронтеКогда окончательно стало ясно, что случившийся рано утром 22 июня «инцидент» весьма серьезен и «не скоро закончится», советским кинематографистам было предписано срочно возвращаться в Москву. На вокзале их встретили давка, паника и горе…Ригу бомбили немцы. Билеты на поезд брались с боем. Выяснилось, что на всех, а это около 40 человек, билетов не хватает. Орлова пошла к начальнику вокзала. Через полчаса она вышла из кабинета, держа в руках билеты. На все сорок человек.
До Москвы добирались почти две недели: дорогу постоянно обстреливали. Всюду – беженцы, кровь, раненые, убитые. И здесь ей не изменило самообладание. Как обычно. Как всегда.
Подтянутая, элегантная, она ходила из вагона в вагон, помогая собирать вещи для раненых, для детей и жен командиров, ехавших в этом поезде.
Потом «Мосфильм» эвакуировали в Алма-Ату.
В спецпоезд, увозивший деятелей культуры и искусства, попасть удалось не всем. Проходя по перрону на одной из станций, Орлова увидела в окне одного из вагонов чье-то знакомое, усталое и изможденное лицо, с полным страдания и мольбы о помощи взглядом. Это была вдова Михаила Булгакова, Елена Сергеевна. Она, буквально, падала в голодные обмороки, жить ей было абсолютно не на что, кроме крохотной пенсии в 12 рублей, которую ей выхлопотал влюбленный в нее Александр Фадеев. Орлова пригласила ее в свое купе, накормила, помогала и опекала потом, уже в эвакуации. Позднее она также кинется к еще одной зачумленной – вдове бывшего директора «Мосфильма», много лет отсидевшей в сталинских лагерях, и пришедшей на студию устраиваться на работу. Многие предпочли ее «не узнать», но только не Орлова. Она ей помогла деньгами и лекарствами, пригласила к себе домой.
Спрашивается, зачем ей были нужные такие «лишние хлопоты и эмоции»? Ответ, в общем-то, лежит настолько на поверхности…Я уже писала об этом ее качестве – чувстве глубокой человеческой порядочности.
Выступление Орловой на фронтеВ помощь фронту были организованы выездные сборные концертные бригады, призванные помогать в священном деле освобождения Родины от фашистского ига. И трудно переоценить значение этих концертов и песен, которые поднимали дух людей, позволяя им черпать силы для воли к Победе.
Из выступления Орловой на Всесоюзном радио, обращение к женщинам Советского Союза:
«Женщины! Гражданки великой страны! Матери, жены и сестры!
Мы знаем, что победа будет нелегкая.
Так пусть же сердце каждой из нас станет неиссякаемым источником мужества. Пусть каждая из нас, провожая на битву любимого сына, мужа или брата, вселяет в него уверенность и спокойствие.
Пусть будет им материнским благословением наша ненависть к врагу, наша воля – защищать родную землю до последней капли крови!»
Любовь Орлова в Боевом киносборникеАлександров в годы войны принял на себя художественное руководство киностудией «Мосфильм». Он был организатором небольших сюжетных короткометражек, со знакомыми и любимыми всеми киногероями. Назывались короткометражки – «Боевые киносборники». В одном из них, № 4, Орлова снялась в роли письмоносицы Стрелки, развозящей фронтову почту и распевающей на мотив «Волги-Волги»:
Пусть враги, как голодные волки
У границ заметают следы.
Не видать им красавицы-Волги
И не пить им из Волги воды!
В другом киносборнике была такая примечательная сценка (пишу по памяти, может, неточно описываю, если кто-то знает точный сюжет, буду признательна за подсказку – прим. автора).
Встречается в партизанском лесу девочка, переодетая мальчиком, пробиравшаяся с заданием к своим, и сторож (его играл Михаил Жаров):
-Стой! Кто идет? – «Жаров» хватает «нарушителя»
-Ой…ты чего?
-А ты чего?
-Так я тебе и сказал, чего…Я тебя сначала проверить должна…эээ…должен. А ну-ка отвечай: «Широка страна моя родная…» А дальше как будет, знаешь?
-Ну, знаю, а что?
-А ничего, а ну, спой!
-Гм…Кхм…(«Жаров» поет): «Много в неееей лесов-полей-там-этих-всяких-разных-реееек»…А ты чего со мной, песни петь собираешься?
-Да нет…Я тебя просто испытываю! Ну, вот теперь я вижу, что ты парень свой!..
-Ах, свооой!..
Любовь Орлова на фронтеЛюбовь Орлова на фронтеЛюбовь Петровна побывала почти на всех фронтах Великой Отечественной, но более всего и чаще всего – в Сталинграде. И в дни, когда город был в обороне, и в разгар Сталинградской битвы, и много раз потом. Она видела город в развалинах, на ее глазах начиналась здесь новая жизнь. И можно без всякого преувеличения сказать, что в возрождении волжской твердыни есть крупица и ее труда.
В 1941 году вышел фильм Григория Рошаля «Дело Артамоновых» по роману А.М. Горького. Орлова снялась в нем в крошечном эпизоде, в роли итальянской певицы Паулы Менотти, отплясывающей канкан на рояле и поющей на итальянском языке. Любовь Орлова в фильме Дело АртамоновыхРоль бессловесная, напрочь выбивающаяся из рамок привычного амплуа, и потому сегодня эпизод с ее участием смотрится, пожалуй, даже эффектно. В романе, правда, Паула пляшет на рояле абсолютно нагая, чего, по понятным причинам, в советском кинофильме быть категорически не могло. И, тем не менее, не канкан ли, исполняемый Орловой, послужил цензурным ограничением для просмотра картины («Кроме детей до 16-ти» - см. в Фильмографии).
Следующий фильм с участием Орловой, снятый Александровым на Бакинской киностудии 1942 году, назывался «Одна семья», по сценарию Иосифа Прута.
Картина увидела свет аж в конце восьмидесятых. Сталин не разрешил выпуск «Семьи»: «Фильм слабо отражает борьбу советского народа с немецко-фашистскими захватчиками». Роль студентки Кати у Орловой вышла натянутая, вымученная, да и сам фильм был откровенно слабым. Я видела его однажды в тот самый показ по ТВ и, надо признаться честно, была сильно разочарована.
Последняя настоящая роль Орловой случилась пятью годами позже, когда на экраны уже послевоенной страны вышла картина «Весна», снятая в Чехословакии на «Баррандове», в которой Орлова, к восторгу обожающей ее публики, блистала аж в двух ролях, причем, ее героини встречались в одном кадре. Этот прием Александров первым применил в кино. Съемки потребовали мастерства, изобретательности и ювелирной точности движения в кадре.
И снова – успех, причем, не менее ошеломляющий, чем у довоенных картин. Знакомая музыкальная стихия, комедийность ситуаций, обыгрывание модной уже в то время темы «физиков и лириков», снова великолепная, энергичная музыка Дунаевского и – фильм заслуженно получает призы Венецианского кинофестиваля в том же 47-ом, а Орлова делит звание Лучшей актрисы года со шведкой Ингрид Бергман. И получает звание Народной артистки РСФСР.
Послевоенные годы…Разруха…И радость восстановления, радость ожидания новой жизни, счастья и любви. Как никакой другой, «Весна» наиболее точно и полно отразила пробуждающие светлые чувства и настроение советских людей.
И что интересно: здесь обыграны личные, моменты их, режиссера и актрисы, жизни…Прогулка режиссера (Николай Черкасов), вместе с ученой Никитиной (Любовь Орлова) по ночной Москве перекликается эхом с первой прогулкой Орловой и Александрова весной 33-его после концерта Леонида Собинова в Большом.
Блистательный актерский ансамбль сам по себе мог запросто обеспечить картине место в списке лучших из лучших: Раневская, Плятт, Зеленая, Черкасов, Орлова…Что, собственно, и произошло: мы сегодня смотрим «Весну», и не перестаем восхищаться мощью Маргариты Львовны с ее крылатыми фразочками («Красота – это страшная сила!» - это оттуда, из «Весны) и ее нелепой, смешной и трогательной любовью к герою Плятта, прохиндею и лодырю Бубенцову, «погоревшему» на солнечной энергии. А Рина Зеленая, упросившая Александрова взять ее в фильм и сама написавшая целую роль, вместо бессловесного гримера – эпизод, но какой по силе! «Губы такие уже не модны…», «Сексапил номер четыре…», «Сейчас он ее выгонит!». Это же шедевры краткости и точности характеристики!
Помощником режиссера по работе с актерами на «Весне» была Ирина Сергеевна Анисимова-Вульф, дочь знаменитой русской актрисы Павлы Леонтьевны Вульф, приютившей в свое время молодую Раневскую, разглядевшей в нелепой, смешной, рыжей Фанни Фельдман будущую блистательную характерную актрису.
Успех успехом, но все чаще экран стал показывать Орловой границы ее возможностей. Надвигалось то, что называется возрастом. Да и стареющий Хозяин, Сталин, уже не нуждался в бурных и острых тематиках фильмов, ему требовался покой и умиротворение. Понимали это и Орлова с Александровым. Период «малокартинья», как обозначился период с конца сороковых до начала шестидесятых, был не за горами.
Значит, нужно было искать то, что называется «запасным аэродромом». Орлова видела продолжение себя в театре. Был выбран театр имени Моссовета. Основной актерский костяк «Весны» как раз и составляли звезды труппы, руководимой Юрием Александровичем Завадским.
Пожалуй, до конца шестидесятых-семидесятых годов театр имении Моссовета был едва ли не самым мощным по актерскому составу: ни в одном другом театре не было столь много блистательных звездных экранных и театральных имен: Орлова, Марецкая, Серова, Раневская, Плятт, Бирман, Иванов, Цейц, Консовский…Перечислять можно бесконечно.
И – самое важное: Орлова оказывалась среди своих по духу и стилю. Раневская и Ирина Вульф – два самых близких ее человека в «Моссовете» до конца ее жизни. Раневскую она всю жизнь называла «Мой Фей», ибо именно Раневская разглядела в молодой Любочке двадцатых – начала тридцатых будущую кинозвезду и посоветовала не раздумывая попытать счастья именно в кинематографе.
Как видим, Раневская не ошиблась.
Дебют Орловой на сцене театра имени Моссовета состоялся в 1947 году в спектакле «Русский вопрос» (в роли Джесси Смит) по пьесе Константина Симонова.

наверх

Hosted by uCoz