"И если правда, что человек жив, пока о нем помнят, то она была, есть и будет - наша Орлова!" (с) - народная артистка СССР Ия Саввина
Джеймс ПАТТЕРСОН (17.07.1933) о Любови Орловой
«Дыхание лиственницы», Лениздат, 1985
Корабль большой актрисы
Никогда не забуду дружеской, задушевной встречи на борту красивого современного теплохода, который носит имя известной советской актрисы Любови Петровны Орловой.
Это было перед самым отправлением корабля в дальний рейс, к берегам Кампучии.
Мы собрались в просторном, уютном музыкальном салоне и, помнится, я словно вновь окунулся в привычную атмосферу корабельной жизни, атмосферу дружбы, взаимопонимания. Морская служба – нелегкое дело. Она прививает человеку многие замечательные качества, и в первую очередь чувство товарищества.
Когда началась Великая Отечественная война, мне было восемь лет. Мы, дети трудной военной поры, воспитывались на ярких примерах мужества и стойкости советских воинов, моряков – героических защитников нашей Родины.
Морская школа – это особая школа, школа воспитания мужества. И я уверен: человек, прошедший ее, где потом он ни трудился, чем бы ни занимался, все свои силы, всего себя отдает выбранному делу, никогда не оставит в беде товарища, друга – никогда не подведет.
Я читал стихи о море, о своих товарищах-моряках и думал о том, что море для меня – неиссякаемый источник вдохновения. Воды морей и океанов омывают земли разных континентов, где живут люди разных национальностей, разных убеждений, которых объединяет общее стремление – стремление к миру:
Вся пучина слабо пульсирует,
Состоянье ей это свойственно.
И казалось, гипнотизирует
Это кажущееся спокойствие.
Что нас ждет? Океанская звездность,
Что, как весь этот мир, стара?
На рассвете в подводный космос
Нам уже погрузиться пора.
Я читал эти стихи, а мысленно представлял себя стоящим на штурманском мостике и вглядывающимся в туманную даль. И многое, казалось уже давно забытое, всплывало в моем сознании…
Зал нашего нахимовского училища переполнен. Все затаив дыхание слушают Любовь Петровну Орлову. Во время съемок фильма «Встреча на Эльбе», проходивших в Риге, она и режиссер Григорий Васильевич Александров навестили меня, нахимовца. Любовь Петровна потом шутила: «Кто сказал, что у меня нет детей? У меня есть мой киносын – Джим».
Любовь Петровна взволнованно рассказывала о том, как она работала над трудной и любимой ею ролью Марион Диксон, героини фильма «Цирк». Что ей только не приходилось делать: и тренироваться на турнике, и жонглировать, и отрабатывать акробатические трюки, и т. д. и т. п. Все это требовало длительной подготовки, огромных человеческих сил. Но самой сложной, по мнению актрисы, оказалась сцена «колыбельной».
Григорий Васильевич настаивал на том, чтобы колыбельную песню Любовь Петровна пела спящему у нее на руках ребенку. Но как это сделать? Трудно было представить, что в шумном павильоне киностудии, в непривычной обстановке, при ярком освещении, малыш уснет. И тем не менее после многих часов репетиций, долгих ожиданий сцена со спящим ребенком была снята.
Был я мал во время киносъемки,
Было лишь чуть больше года мне.
И засвечено немало пленки,
что поделать, по моей вине.
Сроки кинодублей протекали,
каждый непосильней во сто крат.
Знаю, ваши руки затекали,
но воздушный эпизод отснят.
Я бы вам своей игрой помог,
Будь тогда я хоть чуть-чуть постарше.
И согретый искренностью вашей,
Посвящаю вам волненье строк…
Много пришлось поработать Л.П. Орловой и над английским произношением. Этого требовал сценарий. Она вырабатывала свой англо-русский акцент, и в этом ей, сам того не ведая, очень помог мой отец. Любовь Петровна подолгу беседовала с ним, внимательно вслушиваясь в его речь. (Отец тогда еще плохо говорил по-русски.)
Мне потом рассказывали немало интересных историй, связанных со съемками фильма «Цирк».
В фильме, например, есть сцена, когда над пробуждающейся первомайской Москвой льются аккорды замечательной песни «Широка страна моя родная…»
Любовь Петровна – актриса Марион Диксон - напевает ее, но никто даже не догадывается, что в эту самую минуту за кадром, тут же в студии, находится мой отец, подсказывающий Любови Петровне, как следует произносить с необходимым «неправильным» акцентом то или иное слово…
И вот работа над фильмом завершена! «Как мы все были счастливы!» - вспоминала Любовь Петровна, создавшая удивительный, незабываемый образ актрисы, образ женщины-матери.
Много говорила Любовь Петровна и о других работах в кино. Она любила всех своих героинь. А сыграно их было – блестяще сыграно – немало.
Над какой бы ролью ни работала Любовь Петровна, она с необыкновенной настойчивостью оттачивала каждую деталь. Она никогда и ничего не делала приблизительно. Все продумывала до мельчайших подробностей, начиная от грима, костюма и кончая каким-то одним словом в обыкновенном диалоге.
Л.П. Орловой особенно был дорог фильм «Веселые ребята», принесший ей первую и долгую славу в кино. Она удивительно тепло отзывалась о своем партнере по фильму Леониде Осиповиче Утесове.
Члены экипажа теплохода «Любовь Орлова» буквально засыпают меня вопросами: "Какой актриса была в жизни?", "В каком театре работала?", "Какие роли сыграны ею на сцене?"…
Я хорошо помню ее, когда был мальчиком лет десяти, когда она уже стала, как говорится, кинозвездой и сверкала на экране всеми гранями своего ослепительного таланта.
Особо мне бы хотелось сказать о театре имени Моссовета, на сцене которого выступала Любовь Петровна.
Вспоминаю лучистые, горящие почти юношеским задором глаза Назыма Хикмета, присутствующего на репетиции его пьесы «Бунт женщин», в которой блистательно играла главную роль Вера Петровна Марецкая, голос Михаила Федоровича Романова, партнера Любови Петровны по спектаклю «Милый лжец» Джерома Килти. Позднее эту роль с успехом исполнил другой прекрасный актер – Ростислав Янович Плятт.
Л.П. Орлова была удивительным человеком. Ее очень любили все в театре, испытывали большую радость от общения с ней. Она в любую минуту готова была прийти на помощь человеку, попавшему в беду, поддержать его. Она была добра, отзывчива, честна, трудолюбива, она была очаровательна.
Я часто навещал Л.П. Орлову и Г.В. Александрова в их загородном домике во Внуково. Как сейчас вижу просторный холл с роялем в центре. В камине потрескивают сухие поленья. И Любовь Петровна – в роли хозяйки, заваривающей чай…
Помню и нашу последнюю встречу. Там же, во Внукове.
Мы говорили о творчестве. Любовь Петровна заметила, что, мол, хорошо писателям. То, что было написано раньше, можно дополнить, изменить и напечатать в новом варианте. Она задумалась. Я сказал, что видел все фильмы с ее участием, но не думаю, чтобы там нужно было что-то переделывать. Любовь Петровна улыбнулась, помолчала, а затем ответила: "Если бы можно было сыграть все заново, я многое сыграла бы по-другому…"
Моряки теплохода «Любовь Орлова» бережно хранят память о замечательно актрисе. На корабле есть музей, в котором собраны многие киноленты, книги об актрисе, все, что связано с ее именем.
Бескрайние океанские просторы бороздит теплоход «Любовь Орлова». И мне чудится, что это плывет корабль неповторимой творческой судьбы великой актрисы нашего времени, весь свой талант, все свои силы отдавшей людям.