"И если правда, что человек жив, пока о нем помнят, то она была, есть и будет - наша Орлова!" (с) - народная артистка СССР Ия Саввина
Джеймс ПАТТЕРСОН переписка с автором сайта (1986 -1994 г.г.)
Наше общение началось с моего письма, которое я написала Джиму. Сейчас уже не вспомню, в адрес какой редакции было мое послание, но оно благополучно дошло до адресата, о чем редакция мне своевременно сообщила. Для тех, кто не знает: в советские времена редакции печатных изданий были обязаны отвечать читателям на их просьбы передать письмо тому или иному адресату. И таким образом я начала общаться с Джимом, с Иосифом Леонидовичем Прутом, с Алексеем Владимировичем Романовым и Борисом Аркадьевичем Виленкиным.
Джим ответил, прислав бандероль со своей новой книгой "Дыхание лиственницы" (главу из которой, посвященную Любови Орловой, вы можете почитать вот здесь). Надо ли говорить, как я была обрадована ответу! И автографу!
"Наташе Кишиневской с добрыми пожеланиями и с благодарностью за ее доброе искреннее письмо, посвященное памяти моей мамы по кино Любови Петровны Орловой. 24.III.86 г. Д. Паттерсон".
Постепенно наше общение стало довольно тесным, я много спрашивала об Орловой, о том времени...Мы разговаривали и о литературе, особенно, о современной: в тот период "перестройки" появились многие запрещенные ранее произведения, которые мы читали взахлеб. Особенно, в "толстых журналах" - "Нева", "Звезда", "Новый мир". С Джимом мы устроили своеобразное "соревнование" - кто больше и быстрее прочтет новой периодики. Иногда, скажу честно, побеждала я, потому что всегда отличалась страстью к "запойному" чтению. Иногда просто болтали о вещах прозаических, но близких нам обоим - в тот период и у меня и у Джима были собаки.
Приведу здесь парочку автографов. Почерк разобрать с непривычки непросто (Джим - левша), поэтому тексты записей я дам дословно.
"Мне кажется, что Л.П. была создана для кино. И даже такая актриса, словом, подобного дарования, не раскрылась полностью. Для таких актрис должны писать сценарии лучшие драматурги, а таковых в избранном ею жанре (кроме Александрова) не нашлось. Д.П."
Тут я позволю себе небольшой коментарий. Как раз-таки драматурги были. И именно ТАКОВЫЕ. Печально то, что почти все они были или в опале или репрессированы...А вот Александров с точки зрения драматургии был не силен. Его конек - режиссура, но никак не сценарии.
"Я спросил как-то у Григория Васильевича Александрова, знал ли я Дунаевского. Он мне ответил: - Думаю, что да. Во всяком случае во время съемок ты часто сидел у него на коленях. Д.П."
Из письма:
"При всех удачах судьба великой актрисы в России в чем-то трагедийна. Возьмем Раневскую или Орлову. Все-таки (как мне кажется) они были созданы именно для кино. Но время было упущено. Л.П. рассказывала мне от какого количества никчемных сценариев она отказалась. А Г.В. показывал мне ряд папок с неосуществленныим киносценариями. Поэтому и за 28 лет - 6 ролей (имелось в виду - в театре - это был ответ на мой вопрос о том, почему так мало было у Орловой ролей в театре), не считая неосуществленных. Взять "Скворец и Лира" - лежит на полке. Кто тут виноват?
Л.П. не любила общ.(ественных) нагрузок как таковых. Скажу по секрету, она отказалась от юбилея в 70 лет, а стало быть и от высоких званий, чтобы не афишировать свой возраст!
Вот такие дела, Наташа!
С приездом в Кемерово пока не решено, сообщу это в Москве.
9 сент. 87 г. Д.П."
Надо ли говорить, что в то время такая информация была подобна откровению свыше, ведь в 1987 году об Орловой писали еще очень и очень мало, да и то, что писали, не выходило за рамки портретного официоза. А тут - отказ от юбилея и, автоматически, от "Гертурды" (звания героя Социалистического Труда, которое в то время часто давали к определенному юбилею, чаще к солидному, вроде 70-75 летия! Александрову, например, дали - к 70-летию, в 1973 году.