ЛЮБОВЬ ОРЛОВА - мегазвезда советского Голливуда
Наталья Кишиневская 2007-н.в.
Copyright © 2007 Sally Morgan
"И если правда, что человек жив, пока о нем помнят, то она была, есть и будет - наша Орлова!" (с) - народная артистка СССР Ия Саввина
- Фильм "Весна" 1947
- Любовь Орлова о съемках фильма. 1946-1947 г.г.
- Последняя Весна ("Моск. комсомолец")
- Наш кинозал - "Весна"
- Фотогалерея фильма
- Экран и сцена - Фильмография
ПОСЛЕДНЯЯ «ВЕСНА»
13 марта 2008 год, Московский комсомолец
Музыкальная комедия «Весна» стала последней удачной картиной в фильмографии знаменитого творческого дуэта Григорий Александров — Любовь Орлова.
ФОТО: ИНФОРМКИНО, КИНОКОНЦЕРН «МОСФИЛЬМ» |
Увы, хотя режиссер снял еще не одну ленту, а актриса сыграла не одну роль, они так и не смогли превзойти свой успех. Эта «Весна» стала для них прощальной…
Они были олицетворением dolce vita в советском варианте. Если хотите — родоначальниками гламура. Каждый их новый фильм тут же становился событием, а в стране резко увеличивалось количество блондинок. Поклонником Любови Орловой был сам Иосиф Сталин. Рассказывают, как после просмотра одного из фильмов он с улыбкой кинул Александрову: «Если хоть волос упадет с головы этой актрисы, я вас повешу». — «За что?» — удивился Александров. — «За шею», — был ему остроумный ответ.
Только война на несколько лет прервала фильмотворчество Александрова и Орловой. Однако как только Советский Союз одолел фашистскую Германию, творческий тандем вновь принялся за дело. Благо теперь к их услугам была целая студия в дружественной Чехословакии. Киноконцерн «Баррандов» считался лучшим в Европе! Свет и оборудование туда были доставлены со всех студий стран, только что освобожденных от немецкого ига.
Размах съемок оказался нешуточным. Специально для «Весны» в Праге были построены уникальные декорации, которые смогли придать новому творению Александрова непередаваемый европейский шик. Это сказалось и на общей атмосфере картины. Если все предыдущие фильмы режиссера так или иначе имели явный социальный подтекст (будь то «Веселые ребята» или тот же «Цирк», мобилизовавшие советских граждан на новые подвиги), то «Весна» на этом фоне выглядит как легкий водевиль. Да и сюжет представлял собой две частные истории двух разных женщин, для которых главной целью было вовсе не построение коммунизма, а решение их — и только их — женских проблем.
ПЕРЕНИМАЯ ОПЫТ
Григорий Александров (даром что считался любимчиком Сталина) в полной мере перенял богатый опыт Голливуда. Многие его картины были калькой с лучших образцов продукции американской «фабрики грез».
Картина «Весна» — типичный пример такого подражательства. В основу сюжета положен известный трюк, не раз и не два использовавшийся голливудскими мастерами: одна и та же актриса играет роли двух не похожих по характеру женщин!
Тем не менее предшественник «Весны» имеет вполне себе советские корни. Музыкальный спектакль «Звезда экрана» Раскина и Слободского давно шел на отечественных мюзик-холльных подмостках. Александров лишь умело переместил это представление на широкий экран!
Хотя позже, уже во время перестройки, картину успели осудить все и вся, нельзя не признать, что для той эпохи это был достойный продукт. Несмотря на легкость самой ленты, сценарий создавался долго и трудно. И пусть Александров присоединился к его написанию уже на конечной стадии, он внес немало своих придумок и задумок. Результат — все персонажи были выписаны очень ярко. Даже знаменитые фразы: «Красота — это страшная сила!» или «Где бы ни работать, лишь бы не работать» — появились не во время съемочного процесса (что бывает очень часто при создании комедий), а еще на стадии создания сценария. Хотя и к импровизациям актеров он тоже относился с пониманием. По крайней мере, если их придумки были действительно интересными, обязательно оставлял их в фильме!
ПРОЩАЛЬНАЯ ГАСТРОЛЬ
Любовь Орлова уже тогда остро чувствовала, что ее эпоха уходит. Именно поэтому «Весну» можно считать своеобразной площадкой для достойного отступления актрисы. Орлова планировала, что после съемок она вплотную займется театром, поступив в труппу Театра имени Моссовета. Вот почему Александров мудро пригласил в «Весну» ведущих актеров этой сцены — Фаину Раневскую и Ростислава Плятта, а режиссер театра Анисимова-Вульф стала его помощницей на съемочной площадке.
Вообще в годы съемок «Весны» Любовь Орлова жила постоянно на нервах. Она очень переживала из-за того, что время работает против нее. Не могла понять и принять, что на смену ей приходят другие актрисы — молодые, полные сил.
Одна из фраз кинофильма до сих пор остается великой: «Красота — это страшная сила!» И хотя произнесла ее героиня Фаины Раневской, именно под этим девизом жила сама Любовь Орлова. Из многочисленных заграничных вояжей она привозила новомодные антивозрастные кремы, постоянно сидела на диетах, ежедневно занималась у балетного станка, а позже, когда такие меры уже не давали результатов, решилась (одной из первых в Советском Союзе) на пластическую операцию. На момент съемок «Весны» Любови Орловой было далеко за сорок. Поэтому Александрову приходилось прибегать к многочисленным уловкам, чтобы скрыть ее возраст.
А на некоторые эпизоды даже приглашал дублерш.
ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ
Еще задолго до начала съемок Григорий Александров точно знал: главную мужскую роль должен сыграть Николай Черкасов. Приглашение в новый фильм было обставлено с особой тщательностью. Актер и его супруга получили приглашение на знаменитую дачу Александрова и Орловой во Внукове. «Это не просто дача, — уговаривал Александров. — Это нечто, придуманное лично мною!»
Их жилище действительно поражало. Меньше всего дом во Внукове походил на стандартные дачи советских граждан. Он напоминал скорее мексиканское ранчо: лоджия на нижнем этаже, изумительная обстановка и удивительная аура.
Сначала был обед, на котором помимо хозяев и супругов Черкасовых присутствовал Исаак Дунаевский. (Причем на графине с водкой было выгравировано: «И тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадет».) И лишь после трапезы Александров приступил к делу. «Не хотите ли прочитать сценарий нашей новой картины?» — предложил режиссер Черкасову, когда вся компания уютно расположилась у камина.
Выбора не было. Черкасов взял бережно сшитые листки бумаги. По диагонали прочитал сценарий.
— Очень интересно, но, к сожалению, я не вижу, что мне здесь играть. Придется отказаться.
Любовь Орлова все это время внимательно наблюдала за актером. Услышав ответ Черкасова, молча прошлась по комнате со скорбным выражением лица. А потом… встала перед ним на колени.
Тогда даже сложно было понять — шуточный это жест или от решения Черкасова зависела будущая судьба картины. В любом случае отказать актер уже не мог. Его согласие было получено.
Тем не менее многие критики до сих пор уверены: это нежелание Черкасова играть в «Весне» сквозит буквально в каждом кадре!
РОЛИ БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ
Одной из ярких работ в «Весне» по праву считается роль Фаины Раневской, которая предстала в образе домработницы. Позже ее даже назовут «альтернативной звездой» этого фильма. Увы, актерский талант Раневской был востребован, быть может, на десятую долю процента. Но она умудрялась даже в небольших ролях показать всю свою мощь. Так случилось и на сей раз. Почти все фразы ее героини до сих пор считаются крылатыми, а многие киноманы пересматривают фильм исключительно из-за Фаины Георгиевны Раневской!
А ведь поначалу у нее был всего лишь один эпизод: ее Маргарита Львовна подавала завтрак. Александров полностью доверился актрисе, сказав ей: «Все, что вы придумаете, останется в картине!»
Необычайно украсила картину еще одна актриса, которую, как и Раневскую, называли большим мастером маленьких ролей. Участие Рины Зеленой поначалу вообще не планировалось. Более того, в фильме не было «лишних» женских образов. Но актриса уговорила «подарить» ей мужскую, притом бессловесную, роль гримера. В итоге ее фразочки: «Такие губы сейчас не носят!», «Сексапил номер четыре» — вошли в золотой фонд.
Съемки картины в Праге запомнились не только рабочими моментами. Именно во время работы над «Весной», к примеру, зародилась многолетняя дружба четы Черкасовых с Риной Зеленой. Позже она будет постоянно останавливаться у них в Питере, нарушая неспешный ритм жизни неожиданным звонком: «Вам невозможно дозвониться! Постоянно занят телефон! Короче, я тут на „Ленфильме“, иду к вам обедать».
ИЗ СВЕТА В ТЕНЬ ПЕРЕЛЕТАЯ…
Съемки этой картины едва не закончились трагедией. Как-то Григорий Александров, Любовь Орлова и Николай Черкасов возвращались на машине со съемок. На улице шел проливной дождь, дорога была скользкой и мокрой. На одном из участков машина, не вписавшись в поворот, вылетела в кювет.
Александров получил перелом ключицы, Черкасов очень сильно поранил лицо, только Любовь Орлова, которая сидела на заднем сиденье, вроде бы отделалась легким испугом. Однако долгие годы давали о себе знать последствия той аварии. Хотя миллионы поклонников Орловой даже и не подозревали, каких трудов стоит их любимой актрисе держать себя в форме. Тем не менее после трагического происшествия в Чехословакии у Орловой обнаружилось хроническое нарушение вестибулярного аппарата. С тех пор для того крепкого сна ей требовалась полная темнота — чтобы не было понятно, где находится потолок, а где — пол. По этой причине (а вовсе не из-за капризов, как позже писали некоторые газеты) Любовь Орлова просила: окна в ее гостиничном номере должны быть плотно занавешены дополнительными шторами.
ПОБЕДНЫЙ МАРШ
Фильм «Весна» был тепло принят не только в СССР, но и за границей. Любовь Орлова даже получила приз Венецианского кинофестиваля. А итальянские газеты тех лет писали: «Весна» — исключительно честный фильм, потому что там показано, как плохо заводится автомобиль «Победа».
Конечно, позже, когда вся страна бросится разоблачать культ личности Сталина, досталось и его любимцам — Григорию Александрову и Любови Орловой. И больше всего критиче-ских стрел полетело именно в картину «Весна». Как же так?! В то время, как вся страна замерла в недоумении, ознакомившись с постановлением правительства о журналах «Звезда» и «Ленинград», Любовь Орлова прославляла державу. Однако, как ни странно, именно «Весна» была в те годы настоящим глотком свободы. Она дарила ощущение того, что все будет хорошо!
Но вот удивительно: вместе с крахом сталинской эпохи закончился как великий мастер и сам Григорий Александров. В этом смысле поразительной аллегорией (которую, быть может, до конца не осознал и сам режиссер) остается такой эпизод. Помните, в начале фильма мы видим парад молодежи? Бодро и весело они вышагивают под бравурные звуки советского марша. В конце картины мы вновь видим эту молодежь. Но вот камера отъезжает. И вдруг обнаруживается: эти молодые люди шагают в павильоне киностудии. Они лишь часть декорации. Великой державы под названием СССР.
КСТАТИ…
В этом фильме (при всей его легковесности) было немало революционного. Даже то, что героиня Любови Орловой появляется на экране в роскошном вечернем платье в пол, было новинкой для советского кинематографа!
Григорий Александров всегда был режиссером чутким. В том смысле, что моментально реагировал на то, что творится вокруг него. Например, в первоначальном варианте героиня Орловой (та, которая ученый) должна была быть рефлексологом. Однако именно в те годы власти начали «разбираться» с биологами. Поэтому Никитина стала специалистом по солнечной энергии. Между прочим, консультантом картины был серьезный ученый, основатель Института химической физики, позже — лауреат Нобелевской премии Петр Леонидович Капица.