Экран и сцена / Биография / Ее эпоха / Встречи / Народная любовь / Григорий Александров / Библиография / Персоналии

ЛЮБОВЬ ОРЛОВА - мегазвезда советского Голливуда

Наталья Кишиневская 2007-н.в.

Copyright © 2007 Sally Morgan

"И если правда, что человек жив, пока о нем помнят, то она была, есть и будет - наша Орлова!" (с) - народная артистка СССР Ия Саввина

"НОРА" 1958 год,Г. ИБСЕН

Режиссер – И. Анисимова-Вульф

Л. Орлова – Нора

Итак, я обещала найти подтверждение своим словам о том, что были прецеденты ухода со спектакля с участием Орловой. Речь идет о "Норе".
Цитирую Марка Кушнирова: 
"Публика отреагировала на Саввину более, чем доброжелательно, зал бывал полон только на ее "Норе"...Публика принимала спектакль спокойно (речь тут уже об Орловой - прим. Н.К.). Были уходившие после первого акта, после второго (это с Орловой!)....Мне кажется, она и сама догадывалась, что с Норой у нее не все в порядке, - разумеется, Саввина этой догадке поспособствовала. Недаром про этот спектакль она никогда не рассказывала публике - только мимоходом упоминала. И не слишком рьяно зазывала на него своих знакомых. Вот "Милый лжец" - другое дело. Тут она точно чувствовала, что способна понравиться именно как театральная актриса."

Татьяна Тэсс. "Происхождение удачи", Известия, 1959 год

В первые же дни, когда "Кукольный дом" Генрика Ибсена был поставлен на сцене, эта пьеса как бы разделила зрителей на два враждующих лагеря.

Вырвавшись за пределы "семейной драмы", пьеса с редкой для того времени смелостью и страстностью защищала права женщины, раскрывала трагедию прозревшей человеческой души. Удар, по-видимому, пришелся "по больному месту". Вокруг пьесы закипела ожесточенная брьба мнений. Одна часть зрителей всецело брала сторону Норы. Другая упрекала автора в в стремлении пошатнуть устои брака. В первые же годы "Кукольный дом" был переведен на почти на все европейские языки. Пьесе рукоплескал Париж; ее встретили овацией в России; в Брауншвейге представление было запрещено полицией; в Сиднее "Кукольный дом" освистали.

Одно из самых решающих испытаний в искусстве - это испытание временем.

Прошло восемьдесят лет с той поры, как Ибсен написал пьесу "Кукольный дом" ("Нора"). И вот сейчас, увидев ее на сцене Театра имени Моссовета, мы ощущаем поразительную ее современность.

Режиссер Анисимова-Вульф на "переводила" искусственно пьесу в современный регистр. Бтл семьи Хельмер, костюмы и интерьер, сам драматический конфликт - все несет приметы иной эпохи. Но зоркий и вдумчивый взгляд художника-режиссера вскрыл в пьесе ложь и фарисейство буржуазной морали, которая живет на земном шаре по сей день, калеча и губя человеческие жизни.

Нору играет Любовь Орлова. Велика для актрисы ответственность - взяться за роль, которую окружают столь великие тени. Нору играла Элеонора Дузе; это была одна из лучших ролей В. Комиссаржевской.

Л. Орлова знает все о своей героине, и зритель это безошибочно чувствует. "Кукольный дом" начинается с того момента, на каком, обычно, многие пьесы кончаются. Болезнь Хельмера, смерть отца Норы, ее подлог - все это произошло до начала пьесы. Ибсен сразу же ставит зрителей лицом к лицу с последствиями событий. На душе "веселой птички" Норы они уже оставили свои рубцы. Л. Орлова сумела принести на сцену всю прожитую Норой жизнь. Вот почему в первом же акте, в музыке переполняющего Нору счастья вы слышите едва уловимые нотки тревоги. Очень тонкими средствами актриса помогает вам ощутить хрупкость "кукольного дома", построенного вместо настоящего очага.

Три действия - три разные Норы. Женщина, которую мы видим во втором акте, - уже не та беспечная белочка, которую мы встретили вначале. Она по-прежнему очаровательна, она с блеском пляшет тарантеллу. Но вся ее душа полна смятения и страха перед нависшей над нею угрозой.

Образ Норы очень объемен. Веселье и страх, детская чистота и печальная мудрость, беспечность и глубокое чувство долга...Все "подробности поведения" Норы, мотивировки, духовные изменения, внутренние связи с другими персонажами разработаны Л. Орловой и режиссером И. Анисимовой-Вульф углубленно, с подкупающей любовной тщательностью.

Превосходно играет Крогстада Р. Плятт. Он разглядел в шантажисте и вымогателе существо, глубоко несчастное и одинокое. Его Крогстад - не злодей, а человек, поставленный обществом в условия злодейства, когда он вынужден быть безжалостным. В благородной, умной манере рисует доктора Ранка Б. Оленин. В толковании К. Михайлова, как мне кажется, адвокат Хельмер выглядит примитивней и суетливей, чем был задуман Ибсеном этот делец, со снисходительной лаской и безжалостным эгоизмом, не замечающий в Норе человека. С большим вкусом оформил спектакль художник А. Гончаров.

Но центром спектакля, конечно, остается Нора - одна из труднейших ролей в драматургии.

Любовь Орлова - талантливая и любимая зрителями киноактриса. Сцена театра требует от нее отказа от многого, чем актриса отлично владеет на экране: она должна найти новые, столь же зрелые художественные средства, новые краски мастерства. Нельзя не проникнуться уважением кк взыскательности актрисы, начисто отвершей путь "легкой удачи", которую могла бы принести ей уже завоеванная у зрителя любовь. Роль Норы - плод большого, серьезного, требовательного труда.

Вот почему особенно дорога эта творческая удача.

наверх

Hosted by uCoz