ЛЮБОВЬ ОРЛОВА - мегазвезда советского Голливуда
Наталья Кишиневская 2007-н.в.
Copyright © 2007 Sally Morgan
"И если правда, что человек жив, пока о нем помнят, то она была, есть и будет - наша Орлова!" (с) - народная артистка СССР Ия Саввина
- Земные драмы в царстве теней
- Последняя фотопроба
- Дом утраченного счастья
- Пресса СССР
Последняя фотопроба
Евгений КОЧЕТКОВ.
Парламентская газета, № 30 (909) 09 февраля 2002 года
Всего картин у Любови Петровны Орловой немного - 17, считая и короткометражку-"двухчастевку", и "Боевой киносборник" №4 1941 года.
Начиная с 1933 года, с эпизода в фильме "Песнь о бабе Алене" ("Любовь Алены"), к концу 40-х она становится одной из первых звезд советского экрана. Ее имя гремело по всей стране, женщины делали прическу под Орлову, стремились попасть на ее встречи с рабочими, военными, собирали ее открытки с ослепительной белозубой улыбкой...
И мы, десятилетние пацаны, в глухой тамбовской деревне бегали на фильмы с участием актрисы и распевали песенку: "Орлова, Орлова играет эту роль". Нам нравилась Анюта из "Веселых ребят", ее энергия жизни, мы удивлялись цирковым номерам Марион Диксон в фильме "Цирк". Ну а в "Волге-Волге" она и пела, и плясала, и декламировала - могла делать все, при всем том оставаясь письмоносицей Стрелкой, простодушной Дуней Петровой.
Не пропускали мы фильмы и "Светлый путь", "Весна", "Встреча на Эльбе"... И всюду была она, великая актриса Орлова.
Непредсказуемы ходы жизни. Даже диву даешься!
В начале 70-х, когда я работал на "Мосфильме", начальник позвал меня к себе в кабинет:
- Знакомься, режиссер-постановщик Александров Григорий Васильевич и актриса Орлова Любовь Петровна!
Я был просто ошеломлен, не верил в чудо. Но все же нашелся:
- Ну кто не знает этих великих людей? - Я назвал свое имя - Евгений.
И Григорий Васильевич тут же перешел к делу, своим мягким голосом поставив задачу: "Евгений, надо снять Любовь Петровну на широкую пленку".
Григорию Васильевичу и Любови Петровне было уже по 70. Александров хотел сделать последнюю комедию, но у Орловой нашлось мужество отговорить мэтра от этой затеи. Тогда он выдал киносценарий о двух разведчиках - жене и муже Грековых, Людмиле и Федоре. Им были присвоены конспиративные имена Скворец и Лира. Так и назвали будущий фильм "Скворец и лира". И как всегда, при запуске картины в производство, на "Мосфильме" все закрутилось-завертелось. Начался подготовительный период: построение декораций, выбор натуры (место будущих съемок), поиск реквизита, пошив костюмов, прохождение фотопроб... В водоворот фотопроб я и попал. Фотопробы актеров Рины Зеленой, Владислава Стржельчика, Петра Вельяминова, Николая Гринько... уже прошли в порядке очередности.
Когда Григорий Васильевич сказал: "Надо снять Любовь Петровну на широкую пленку и в мягкой тональности...", то, помолчав, добавил: "Евгений, отнесись к нашей просьбе серьезно! Надо снять не только технически грамотно по свету, но и содержательно по духу".
Пришли в фотопавильон. Я включил дежурный свет. Любовь Петровна тут же подошла к зеркалу. Александров отвел меня в уголок павильона и назидательно начал повторяться: "Не надо снимать резко контрастно. Свет поставь мягкий, с сеточками..."
- Я готова! - сказала Орлова, отходя от зеркала.
Перед съемкой мой начальник меня проинструктировал: "Не робей перед знаменитостью, делай все, что нужно для работы, но границы не переходи".
Я подвел актрису к вертящемуся стулу. Она села, глянула с улыбкой и сказала: "Начнем!"
Я поставил рисующий свет, и моим глазам бросилась моложавая старость, потухший взгляд. И как ни старался гример омолодить Орлову косметическими усилиями, все же сильно проступали и тон грима, и сам грим. К тому же она сделала пластическую операцию, и вблизи чувствовалось натяжение кожи лица.
Включаю заполняющий свет. Тут ко мне подошел сам мэтр:
- Евгений, я сейчас буду режиссировать, что нужно нам по сценарию. И как только будет соответствующий взгляд, улыбка, поворот головы, я тебе нажму мягко пальцами на плечо, а ты - на кнопку фотоаппарата.
И у нас пошла работа. Трудились без перерыва часа два. Появились капельки пота на лицах. Нагрелся воздух от приборов. Наконец я выключил свет, оставив дежурный.
Любовь Петровна встала и подошла ко мне:
- Спасибо, Евгений, замучили мы тебя?
- Что вы, с такими мастерами работать одно удовольствие!
Она протянула руку для прощания. Я ощутил в своей ладони ладонь 70-летней женщины: вялую, усохшую, холодноватую... Она устало улыбалась, хотя эту улыбку постороннему трудно было заметить. Да возле нас никого и не было.
Фото автора. (К сожалению, в печатной версии в Сети фото отсутствует).
И еще один раритет, уже современный. Впервые опубликован в СПИД-инфо, № 6 2005 г.
В знаменитом "доме любви" Орловой и Александрова после смерти Любови Петровны новая хозяйка Галина не особенно церемонилась с архивом актрисы - выбросила его на улицу. И сгнить бы этим бесценным сокровищам,если бы в том же году на дачу во Внуково по заданию "Мосфильма" не приехал фотограф Евгений Кочетков.
- В саду я увидел сваленные в кучу бумаги, пленки, фотографии...Наугад вытащил что-то, глянул на свет: "Ничего себе! Это же негативы с Орловой, Александровым!" Попросил разрешения взять их, кто-то из домашних махнул рукой: делайте, мол, что хотите! Но тогда я не понял, какое сокровище мне досталось! Когда же стал разбирать...К сожалению, авторов большинства фотографий я не знаю и по сей день, зато этот архив заставил меня заново пережить мои собственные встречи с Любовью Петровной и Григорием Васильевичем.
- Александров готовился к съемкам "Скворца и Лиры" - последней картины с участием Орловой. Меня пригласили сделать фотопробы. Александров попросил поставить свет так, чтобы скрыть морщинки Любови Петровны. Он стоял за моей спиной, держал руку у меня на плече и разговаривал с Орловой о роли, о сценарии. В какой-то момент Любовь Петровна устала "держать лицо" - фотосессия длилась уже более трех часов, и решила немного погримасничать. Тогда-то я "щелкнул" ее с перекошенными губами. Она только засмеялась!