Экран и сцена / Биография / Ее эпоха / Встречи / Народная любовь / Григорий Александров / Библиография / Персоналии

ЛЮБОВЬ ОРЛОВА - мегазвезда советского Голливуда

Наталья Кишиневская 2007-н.в.

Copyright © 2007 Sally Morgan

"И если правда, что человек жив, пока о нем помнят, то она была, есть и будет - наша Орлова!" (с) - народная артистка СССР Ия Саввина

Встреча со зрителями

СТРАНИЧКА КОЛЛЕКЦИОНЕРА (перевод с украинского)
из материалов автора сайта

...обратите внимание на то, что в публикации, фактически, дословно приведена речь Любови Петровны Орловой
- большая редкость, надо сказать...

Для нескольких поколений советских зрителей Любовь Петровна Орлова (1902-1975 гг.) была воплощением мечты о нашей современнице. Девушки старались следовать созданным нею женским образам, парни влюблялись в ее героинь... Боле сорока лет работы в кино и на сцене принесли актрисе мировую славу.

Любовь ОРлова на концертеА начинала Любовь Петровна свой путь в искусство с Московской консерватории, затем училась на хореографическом отделении Московского театрального техникума. В 1950 году получила звание народной артистки страны. Была награждена орденом Ленина, отмечена Государственными премиями СССР.
ПАМЯТНАЯ ВСТРЕЧА

Вновь листаю страницы книги Л. И. Брежнева «Целина», вчитываюсь, вдумываюсь и не перестаю восхищаться, как точно, сжато, и по народному мудро рассказывается в ней о нашей жизни на протяжении многих лет, о ветеранах – осваивавших целину. Память освещает то один, то другой эпизод, и невольно вспоминается что-то аналогичное, происходившее будто вчера, и живет с тобой и теперь, уже за гранью стольких лет.

Вот, например, Леонид Ильич в своей книге описывает тот момент, когда группа наших ведущих киноартистов – М. Ладынина, Л. Орлова и М. Крючков – «кочевала» по целине, принося своим искусством радость хлебодарам.
И мне сразу вспомнилось, как народная артистка СССР Любовь Петровна Орлова, которая навсегда осталась символом молодости, бодрости и неугасимой энергии, была в гостях у рабочих Первого Московского подшипникового завода. Одно из ее выступлений я тогда записал почти дословно…
Актриса приехала на завод за полчаса до встречи. Людей собралось столько, что даже проходы были забиты.
- Я артистка музыкальная, - начала разговор Любовь Петровна. - В свое время в музыкальном театре имени Владимира Ивановича Немировича-Данченко исполняла роли Перикколы из оперетты Оффенбаха. Привыкла к сцене, декорациям. И вдруг известный режиссер кино Григорий Александров предлагает принять участие в кинокомедии «Веселые ребята».

…. Она согласилась не сразу. Пугала безбрежная съемочная площадка. Не потеряется ли на ней эксцентричная и веселая Анюта с ее бурными страстями? А вдруг вместо успеха – провал?

- Внимательно ознакомившись со сценарием, еще больше огорчилась, - продолжала актриса. - Режиссеру откровенно выразила свои сомнения: «Страна строит Магнитку и Кузнецк, в глухой дальневосточной тайге строится город юности Комсомольск-на-Амуре, возводятся заводы-гиганты. А в этом фильме – какая-то ерунда с коровами, козами, свиньями, что-то небывалое в кинематографе. «Смех, как известно, приносит человеку бодрость, - ответил Григорий Александров. - Не стоит бояться, что в комедии определенную нагрузку возьмут на себя животные. Да и не в них суть…»

Вживаясь в образ Анюты, я не расставалась с ним и вне съемок, а мелодия песни «Я вся горю, не пойму от чего…» просто пленила меня. В ней было, как мне казалось, что-то от классических оперетт Кальмана, Оффенбаха, Легара. И все же непривычность сценической площадки давала о себе знать. Иногда я просто-таки терялась в безграничном просторе среди гор и долин. Было очень тяжело. И вдобавок ко всему – непривычная крымская жара. Но никто, в том числе и я, не жаловались на трудности.

Старалась сделать из кинематографично-комедийной Анюты реальную советскую девушку-оптимистку, которую можно встретить среди женщин-работниц на Днепрострое, на Сталинградском тракторном, на Трехгорке, на колхозных полях.

Сделав паузу, вдруг спросила присутствующих:
- Ну, как? Понравилась вам моя Анюта?
- Понравилась! – дружно ответил зал.
- Значит, проба удалась, начало было положено. Я преодолела страх пред камерой, приобрела опыт. Новое предложение Григория Александрова - сниматься в комедии «Цирк». Тут, как известно, мне выпала трагедийно-комическая роль. Сам образ Марион Диксон, иностранной актрисы, нес в себе политический заряд, показывал унизительное положение женщины при капитализме, изобличал расизм.

1938 год. На экраны выходит комедия того же режиссера «Волга-Волга», которая приобрела большую популярность и всенародное признание.

- Скажу откровенно, я боялась воды. А эта картина почти полностью снята на широких просторах Волги, воспетой всеми поколениями поэтов, начиная со времен Стеньки Разина, Емельяна Пугачева и до наших дней. От игривой и эксцентричной Стрелки, роль которой я исполняла, требовалась необычайная подвижность и цирковая ловкость. Даже малейшая условность и неестественность при создании этого образа могли испортить прекрасную комедию. Ой, как же я тренировалась!.. Постепенно мою водобоязнь как рукой сняло. Нужно сказать, что имела прекрасных партнеров – Ильинского и Володина. Играть с ними приятно и легко. Правда, Игорь Владимирович Ильинский однажды откровенно мне признался, что не любит работать в кино: съемки выводят его из равновесия и даже, бывает, угнетают. Да я и сама не всегда ощущала себя в своей тарелке. Это понятно: с юношеских лет мы привыкли к театральной сцене.

И все-таки Любовь Петровна всей своей деятельностью опровергала убежденность некоторых исполнителей, будто театральному актеру вредит кинематограф. Она на практике доказала плодотворность соединения театра, который образно называла «бухгалтерией талантов», и кино.

- Создать образ драматичный, с элементами комизма, непринужденно и естественно держаться, - говорила нам, рабочим, популярная актриса, - дело, безусловно, нелегкое. Но благодаря этому мне и повезло в кинематографе. На съемочной площадке и на сцене я старалась добиться глубокого психологического исследования характера. Такими, на мой взгляд, были мисс Шервуд из фильма «Встреча на Эльбе», профессор Никитина из комедии «Весна», раньше – Периккола в театре. Каждую героиню, перед тем, как воплощать на сцене или на экране, видела до последней пуговицы, до своеобразности прически и поступка. Я всегда жила ними, будто боялась потерять ту очень важную актерскую нить, которая постоянно связывала меня с персонажем.

С 1955 года Любовь Петровна Орлова была ведущей актрисой театра имени Моссовета. Ей пришлось исполнять сложные роли - Джесси в пьесы К.Симонова «Русский вопрос», Лиззи Мак-Кей в одноименной драме Ж.-П. Сартра, Нору из одноименного произведения Г. Ибсена. И она с ними блестяще справлялась.

-Образ Лиззи Мак-Кей, - продолжала Любовь Петровна, - несколько созвучен с Марион Диксон. Однако его сценическое воплощение требовало от меня больших усилий. Но, в итоге, именно в социально-психологической заостренности я нашла ту точку опоры, которая позволила мне успешно справиться с ролью.

Когда Л.Орлова закончила свой интересный рассказ, в зале прозвучало:
-Песню Анюты! - Просил машинист компрессорной станции, бывший одесский партизан Петр Капралов…

Потом, выйдя на сцену, я зачитал приветственный адрес, обращенный к талантливой актрисе. Любовь Петровна стояла серьезная, сосредоточенная, взволнованная. Попросила ознакомить с заводом.
В каждом цехе рабочие встречали её аплодисментами. Скромной, чуткой, человечной, страстно влюбленной в искусство – такой осталась в нашей памяти великая актриса.

Павел Кокошкин,
Бывший председатель профсоюза служб отдела главного энергетика завода.

от автора сайта:
сердечно благодарю Наталью Мусиец (Украина) за этот чудесный перевод!

наверх

 

Hosted by uCoz